блог авторских путешествий Spirit of Adventures
блог авторских путешествий Spirit of Adventures
Полный гид по туристическому рюкзаку
подпишитесь на рассылку блога Spirit of Adventures, чтобы получать полезную информацию первыми
Выбор рюкзака — это один из самых важных этапов подготовки к путешествию. Правильно подобранный рюкзак станет вашим лучшим другом, а ошибка может испортить всё впечатление от поездки.
Классификация рюкзаков (по объему и назначению)
Прежде всего, определитесь, для чего вам нужен рюкзак. От этого зависит его объем и конструкция.
  • Штурмовые рюкзаки (20-35 литров)
    · Назначение
    Восхождения, радиальные выходы из базового лагеря, когда основной груз остается в лагере.
    · Особенности
    Очень легкие, компактные, прочные, часто с минималистичной подвеской.

    В некоторых моделях рюкзаков, верхний клапан отстегивается и превращается в штурмовой рюкзак.
  • Рюкзаки для треккинга и пеших походов (30-50 литров)
    Однодневные походы, несложные многодневные походы с ночевкой в приютах или с легким палаткой.
    · Особенности
    Имеют систему подвески (раму и поясной ремень) для распределения веса, возможность крепления трекинговых палок, внешние карманы для воды и мелочей.
    · Примеры
    Osprey Talon/Tempest, Deuter Futura, Salewa.
  • Трекинговые и экспедиционные рюкзаки (50-80+ литров)
    Многодневные автономные походы, где нужно нести палатку, спальник, еду, газовое оборудование.
    · Особенности
    Мощная система подвески, регулируемая спинка, широкий поясной ремень, множество точек крепления, часто — нижний вход для доступа к спальнику.
    · Примеры
    Osprey Aether/Atmos, Deuter Aircontact, Gregory Baltoro.
  • Travel-рюкзаки (40-70+ литров)
    Для длительных путешествий по городам, странам, автобэкпекинг.
    Особенности
    Часто имеют раскладывающуюся конструкцию (как чемодан), что очень удобно для упаковки. Мягкие лямки можно убрать, чтобы превратить рюкзак в обычный багаж. Менее эргономичны для длительных пеших переходов, но более удобны для перелетов и переездов.
    Примеры
    Osprey Farpoint/Fairview, Deuter Aviant.
Какие части есть у рюкзака?
Это знание поможет не только правильно выбрать рюкзак, но и грамотно его упаковать и носить с максимальным комфортом.
Условно рюкзак можно разделить на четыре основные системы:

1. Система нагрузки (подвесная система)
2. Отделения и карманы (организация груза)
3. Материалы и фурнитура
4. Дополнительные элементы
Система нагрузки (подвесная система)
Это самая важная часть рюкзака, которая определяет, насколько комфортно вы будете нести груз. Она передает вес с плеч на бедра и спину.
  • Спинная система (спинка) прилегает к спине, обеспечивает вентиляцию и комфорт.

    Строение и особенности:
      · Анатомическая форма повторяет изгибы позвоночника.
      · Жесткость: имеет встроенную раму (часто из алюминиевых или пластиковых прутков) или пластиковый лист (framesheet), который сохраняет форму рюкзака и распределяет вес.
      Вентиляция бывает двух основных типов:
       · С мягкой спинкой. Сетчатая ткань, натянутая на каркас, создает воздушный канал для отвода влаги и тепла (например, система AirSpeed у Osprey).
       · Жесткая с пеной. Более плотная и теплая, но с профилированной пеной для хоть какой-то вентиляции.
  • Плечевые лямки (плечевые ремни) фиксируют рюкзак на плечах и помогают распределять вес.

    Особенности:
      · Форма - S-образная, повторяющая анатомию плеча.
      · Материал: внутри — мягкий пенопласт разной плотности для комфорта. Снаружи — сетка для вентиляции.
      · Регулировка: имеют пряжки для подгонки по длине. На тяжелых моделях часто есть нагрудный ремень (стяжка), который не дает лямкам разъезжаться и стабилизирует рюкзак.

    Лямки должны быть широкими, мягкими, повторять форму плеч. Они не должны врезаться или натирать.
  • Поясной ремень переносит основную нагрузку (до 80-90%) с плеч на сильные мышцы бедер. Это ключевой элемент для походов с тяжелым рюкзаком.

    Состоит из двух частей — жесткого каркаса (вшит в рюкзак) и мягкой подушки, которая обхватывает бедра.
      · Подушка должна плотно облегать тазовые кости. Бывает разной толщины и формы. Часто имеет угол обхвата для лучшей анатомической посадки.
      · Пряжки бывают автоматические (быстрорасстегивающиеся) или классические. На профессиональных моделях пряжки часто усиленные.
  • Система регулировки (стабилизирующие стяжки) "притягивает" рюкзак к спине, обеспечивая плотную посадку и баланс.

      · Грузовые стяжки (компрессионные ремни) проходят вертикально по бокам рюкзака. Сжимают груз, чтобы он не болтался и не тянул назад.
      · Ремни стабилизации бедер идут от низа рюкзака к поясному ремню, прижимая низ рюкзака к спине.
      · Ремень регулировки по росту находится в верхней части спинки. Позволяет "поднять" или "опустить" всю плечевую систему относительно ранта, чтобы подогнать рюкзак под ваш рост.
Отделения и карманы (организация груза)
Современные рюкзаки — это не просто мешки, а сложные системы хранения.
  • Основное отделение
    Основное отделение служит для хранения основного груза (палатка, спальник, еда, одежда).
    Доступ бывает разных типов:
       · со стороны спины (верхний доступ). Классика. Груз укладывается через верхнее отверстие. Надежно, но чтобы достать что-то из низа, нужно выгрузить все.
       · «бочка» (панцирный доступ). Расстегивается по всей длине спереди или сбоку на молниях. Удобно для поиска вещей.
       · комбинированный. Верхний доступ + фронтальная молния.
      · иногда внутри есть перегородка, отделяющая нижнюю часть.
  • Нижнее отделение
    Нижнее отделение служит для быстрого доступа к вещам, которые понадобятся в конце перехода (спальник, запасная одежда). Часто отделяется от основного перегородкой-молнией. В некоторых моделях перегородку можно убрать, объединив отделения в одно.
  • Клапан
    Клапан («крышка» рюкзака) защищает основное отделение от дождя, служит дополнительным карманом.
    Есть регулировка по высоте - позволяет увеличить/уменьшить объем рюкзака.
    Под клапаном почти всегда есть объемный карман для мелочей (аптечка, документы, солнцезащитные очки).
    Свисающий клапан. Длинный, который можно отстегнуть или использовать для крепления груза сверху (каремат, палки).
  • Боковые карманы
    Боковые карманы - для бутылок с водой, термоса, палок. Бывают сетчатые (эластичные) или из основной ткани, иногда с регулируемой глубиной.
  • Фронтальный карман
    Фронтальный карман служит для вещей, которые нужны "здесь и сейчас" (дождевик, куртка, перекус). Часто делается из эластичной сетки, чтобы увеличиваться в объеме.
  • Поясные карманы
    Поясные карманы - важный элемент для треккинга. Позволяют достать мелкие вещи (смартфон, GPS, энергетические батончики, солнцезащитный крем) не снимая рюкзак. Бывают на молнии или на эластичной резинке. Очень удобны.
Материалы и фурнитура
От них зависит долговечность, вес и стоимость рюкзака.
  • Виды тканей

    · Нейлон. Самый распространенный материал. Бывает разной плотности (например, 210D, 420D, 1000D). Чем выше цифра, тем ткань прочнее и тяжелее.
    · Кордура (Cordura). Фирменный высокопрочный нейлон от компании DuPont. Славится исключительной стойкостью к истиранию.
    · Полиэстер. Менее эластичный, чем нейлон, лучше противостоит УФ-излучению и влаге.
    · Рипстоп (Ripstop). Ткань со специальной армирующей нитью, которая предотвращает расползание небольших порезов.
    · Водоотталкивающая пропитка (DWR). Покрытие, заставляющее воду скатываться с ткани каплями. Не делает рюкзак водонепроницаемым, но защищает от легкого дождя и росы.
  • Фурнитура
    · Пряжки. Бывают автоматические (Fastex) — удобные, и классические — более надежные и ремонтопригодные. Лучшие производители — Woojin, Duraflex, ITW.
    · Молнии. Должны быть крупными, с надежными бегунками. Часто используются водоотталкивающие молнии. На карманах — двухсторонние (можно открыть сверху и снизу).
    · Стяжки и регуляторы. Пластиковые или металлические элементы, позволяющие затягивать стропы. Качественные не ломаются и не проскальзывают.
Совет для выбора рюкзака: ищите прочные нейлоновые ткани (например, Cordura). Показатель плотности (den, денье) — чем он выше, тем ткань прочнее. Для сложных походов — от 300D.
Дополнительные элементы
  • Система крепления треккинговых палок/ледоруба.
    Обычно это резиновые петли и/или стропы с пряжками в нижней части рюкзака и на лямках.
  • Петли для шлема.
    Эластичный шнур или сетка на фронтальной части, куда можно вставить каску.
  • Вход для системы гидратации (питьевой системы). 
    Отверстие под шланг в верхней части рюкзака и внутренний рукав для гидратора.
  • Дно из брезента/усиленной ткани. 
    Повышенная стойкость к истиранию, когда вы ставите рюкзак на землю.
  • Снегозащитная юбка. 
    Резинка по краю рюкзака, не дающая снегу попадать под клапан (чаще в альпинистских моделях).
Топ брендов, которым можно доверять
  • Osprey (США)
    Лидер рынка. Безупречное качество, инновации (система вентиляции Anti-Gravity), пожизненная гарантия («All Mighty Guarantee»).
  • Deuter (Германия)
    Высочайшее качество сборки, продуманные модели, отличная система вентиляции Aircomfort.
  • Gregory (США)
    Славятся невероятно комфортными системами подвески, которые идеально распределяют вес.
  • Salewa (Италия)
    Отличное сочетание цены и качества, инновационные решения.
  • The North Face (США)
    Проверенный бренд с широкой линейкой для любого вида активностей.
  • Arc'teryx (Канада)
    Премиум-сегмент. Невероятная прочность, качество и цена.
Советы для выбора рюкзака:
  • Выберите объем: 30-50 л для коротких походов, 50-70+ л для длительных.
  • Изучите бренды: Osprey, Deuter, Gregory
  • Идите в магазин: не покупайте в интернете без примерки!
  • Определите свой размер. Попросите консультанта измерить длину вашей спины.
  • Нагрузите и наденьте рюкзак.
    В хороших магазинах есть мешки с песком для примерки. Вес должен переноситься на бедра.
    Отрегулируйте лямки. Они должны плотно, но без дискомфорта прилегать к плечам.
  • Затяните поясной ремень. Он должен находиться на 2-5 см выше ваших тазовых костей и плотно их обхватывать.
  • Оцените комфорт: 80% веса на поясной ремень? Не давит на плечи? Спина дышит?
  • Проверьте фурнитуру и карманы: Все ли удобно открывается, застегивается?
  • Погуляйте по магазину. Попрыгайте, походите. Рюкзак не должен болтаться, он должен быть "продолжением" вашего тела.
Собираем и регулируем рюкзак
Правильная регулировка рюкзака — это не просто комфорт, это вопрос вашего здоровья и безопасности на маршруте. Неправильно надетый рюкзак может привести к болям в спине, плечах, натертостям и быстрой усталости.
Подготовка - упаковка рюкзака

Регулировка начинается с укладки! Даже идеально настроенные лямки не помогут, если вес распределен неправильно.

Тяжелые вещи (палатка, еда, вода) размещайте ближе к спине и в верхней части рюкзака. Это сместит центр тяжести вверх и ближе к вам, что сделает ношу более устойчивой и естественной.

Средние по весу вещи (одежда, посуда) - по бокам и сверху.

Легкие и объемные вещи (спальник, куртка) - внизу и в самых дальних от спины карманах.

Что нужно часто достать (дождевик, аптечка, перекус) - в боковые карманы, под клапан или в самые верхние отделения.

  • Шаг 1: начальная настройка (дома, до выхода)
    Сделайте это один раз, подгоняя рюкзак под свой рост.

    1. Ослабьте ВСЕ ремни. Плечевые, поясной, стабилизаторы.
    2. Наденьте рюкзак. Попросите кого-то помочь или поставьте рюкзак на пол, просуньте руки в лямки и закиньте его на спину.
    3. Застегните поясной ремень. Это самый важный шаг! Пояс должен находиться на тазовых костях (на 5-7 см выше бедер), а не на талии. Он должен облегать ваши бедра плотно, но не пережимать их. Через этот ремень передается 80-90% веса рюкзака на ваши ноги.
    1
  • Шаг 2: регулировка плечевых лямок
    1. Наденьте и застегните пояс. Наклонитесь вперед, чтобы рюкзак плотно лег на спину.
    2. Затяните плечевые лямки. Тяните за свободные концы, пока лямки не будут плотно, но комфортно облегать ваши плечи. Внимание: между лямками и плечами не должно быть зазора, но и впиваться они не должны.
    3. Проверьте положение. Верх рюкзака должен находиться на уровне ваших плеч или чуть ниже. Если он упирается вам в затылок, а лямки "висят" — нужно укоротить лямки (если у вашей модели есть такая регулировка) или ослабить пояс и поднять рюкзак выше.
    2
  • Шаг 3: регулировка грудного ремня
    · Застегните его на уровне груди, примерно под ключицей. Он не должен давить на горло или мешать дыханию. Его задача - не нести вес, а стабилизировать лямки и не давать им съезжать с плеч.
    3
  • Шаг 4: регулировка стабилизирующих ремней (стяжек)
    Обычно это ремни, идущие от верхней части лямок вниз к основной части рюкзака.

    · Направленные вверх. Затягивая их, вы прижимаете верх рюкзака ближе к спине. Это улучшает устойчивость и баланс.
    · Направленные вниз/в стороны. Они прижимают всю основную часть рюкзака к спине. Не затягивайте их слишком сильно, иначе рюкзак будет "душить" вас.

    Правильная настройка. Затяните их так, чтобы между рюкзаком и вашей спиной не было большого зазора, но вы могли свободно двигаться.
    4
  • Шаг 5: финальная подгонка на месте
    После того как вы прошли первые 100-200 метров, остановитесь и сделайте финальную проверку:

    Поясной ремень не сполз? Он все еще на костях таза?
    Не чувствуете ли вы давление на плечи? Если да, значит, вес недостаточно перенесен на пояс — подтяните поясной ремень и ослабьте плечевые лямки.
    Рюкзак болтается при ходьбе? Подтяните стабилизирующие ремни.
    Ничего не трет и не давит?
    5
Потратьте 10-15 минут на точную настройку перед походом, и ваше путешествие будет намного приятнее! 
  • Ключевые признаки правильно настроенного рюкзака:

    1. Вес идет через ноги. Вы чувствуете давление на бедра, а не на плечи.

    2. Центр тяжести высокий и близкий к спине. Рюкзак не тянет вас назад, вы не горбитесь.

    3. Спина проветривается. Между вашей спиной и рюкзаком остается небольшой зазор (если у рюкзака есть анатомическая спинка).

    4. Свобода движений. Вы можете свободно поворачивать голову, поднимать руки и идти, не чувствуя скованности.

  • Частые ошибки:
    ·

    Рюкзак висит на плечах. Это самая распространенная и вредная ошибка. Быстро приводит к усталости и болям в шее.

    Поясной ремень застегнут на талии. Он не может правильно распределить вес и будет давить на живот.

    Слишком туго затянуты стабилизаторы. Это ограничивает движения и может нарушить вентиляцию.

    Слишком длинные/короткие лямки. Если после всех регулировок рюкзак сидит неудобно, возможно, он просто вам не подходит по размеру (длине спины).

Приятных и легких путешествий!

Может вам понравится
Виды туризма | блог авторских путешествий Spirit of Adventures
Туризм - невероятно разнообразное явление. Давайте разберемся в видах туризма!
Классификация сложности маршрутов | блог авторских путешествий Spirit of Adventures
Многие видели обозначение 1Б или 3А около классификации сложности горы. Давайте разберемся, что это обозначает и копнем немного глубже в эту тему...